Как любая женщина, я люблю красивые наряды. Поэтому с удовольствием приехала в гости к чувашским рукодельницам, которые сами шьют и украшают национальные платья. Присоединилась к их творчеству и узнала много интересного из жизни этого народа.
В бывшей библиотеке жители Чуваш-Пая организовали небольшой музей чувашского быта. Здесь Галина Филипповна Штанова, Нина Петровна Зыкова и Вера Валентиновна Владимирова и решили организовать небольшой мастер-класс по изготовлению чувашских украшений на одежду. Усадили гостей, в том числе и меня, за стол, и мы окунулись в самобытность этого народа, в его культуру и жизненный уклад.
Белое платье – для огорода, красное – для праздника
Галина Филипповна разложила на столе нитки, бисер, монеты, ткань, рассказывая, что в чувашских семьях девочки буквально с 7-8 лет начинали учиться шить, вышивать, вязать крючком. И уже к 18 годам у каждой сундук был полон приданого. Чувашки – удивительные мастерицы, и все свои навыки и секреты они передают из поколения в поколение. Так было и в семье Галины Филипповны. Она рассказывает, что с малолетства начала держать иголку с ниткой в руках, училась рукоделию, глядя на свою бабушку и маму. Потом, когда вышла замуж, пошли дети, как-то было не до вышивки. Сейчас же на пенсии она вновь увлеклась национальным шитьем. Она шьет наряды не только себе, но и всех своих кукол одевает в чувашские костюмы.
По чувашскому национальному костюму можно изучать историю этого народа, его традиции. «На мне повседневное платье, — стала рассказывать Нина Петровна, демонстрируя свой наряд. – Ему примерно 110 лет! К нам в музей его передала жительница Чуваш-Пая, ей же платье досталось от прабабушки». Я спросила: повседневная одежда белого цвета, не слишком ли маркая? Нина Петровна объяснила, что белый цвет чуваши, как и многие другие народы, считают символом чистоты, а в древности ему даже приписывали магические свойства. Ее бабушка рассказывала, что раньше в деревнях после посевной устраивали особый «белый» период, когда было запрещено работать и беспокоить засеянную семенами землю. Девушки и женщины в белых платьях на посиделках занимались вышивкой по белой ткани. Было поверье, если в это время вышивать на цветной ткани, то боги могут разгневаться и не дать дождя. Если же на улице появлялся кто-то в цветной одежде, его обливали водой и заставляли переодеться.
А вот на праздники чувашки надевали самые яркие и нарядные платья, расшитые разноцветной вышивкой и дополненные всевозможными украшениями.
«Сегодня мы будем учиться вышивать чувашский орнамент», — сказала Галина Филипповна, взяла заготовку и стала показывать, как правильно делать стежки. Получалось не у всех, терпение было на исходе, но уж очень всем хотелось стать хоть чуточку чувашской мастерицей…
Вышивка – послание из прошлого
Чувашская вышивка – это нечто большее, нежели декоративное искусство. Это уникальный культурный код, зашифрованный в стежках и узорах. Именно по вышивке можно многое узнать о человеке, например, его возраст, положение в обществе, о его семье и роде. Нина Петровна рассказала, когда она училась в школе, то на уроках труда любые поделки обязательно украшала чувашским орнаментом, в основе которых использовались древние чувашские руны. Только вот жалеет, что не переняла от бабушки и прабабушки умение читать эти самые руны. Кстати, их и сейчас используют в современных чувашских нарядах. Например, часто в орнаментах можно увидеть восьмиконечную звезду – руну, символизирующую солнечный свет, жизнь и благополучие. И три восьмиконечных звезды чуваши называют «Три солнца». Эта руна обязательно должна быть вышита на груди или на головном уборе как оберег от всего плохого.
… Слушая рассказы Нины Петровны и Галины Филипповны, мы терпеливо старались освоить вышивание. Узор получался не очень красивый, какой-то небрежный. Мастерицы нас успокоили, мол, чего мы хотели, ведь первый раз! Для любой работы нужен навык, а еще усидчивость и упорство. Чувашкам этих качеств не занимать! Немного передохнув, мы дальше стали делать стежки на ткани и слушать интересные истории об этом ремесле…
Чувашская вышивка единственная в своем роде, она не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Полноценный рисунок вышивают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром. Рукодельницы в одном рисунке могут использовать до 30 разных техник. Это сейчас вышивают по канве, а раньше вышивали по счету нитей холста. Работа очень тонкая и кропотливая, даже небольшая ошибка в работе искажала рисунок.
…Тем временем наши упорство и трудолюбие были вознаграждены. Мало-помалу мы справились с заданием, только вот узоры получились, мягко говоря, не очень четкие и ровные. Но, какое-никакое, а украшение на платье уже есть!
Красавицы в шлемах
Смысловым центром одежды чувашской женщины считается головной убор. Раньше его расшивали монетами: серебряными, медными, железными, в зависимости от благосостояния семьи. Кстати, и нагрудники чувашки тоже украшали монетами. Порой вес такого костюма доходил до 16 кг. Сейчас же их все больше украшают бисером.
Именно головной убор отличает костюм женщины от костюма девушки. Остроконечную шапкк (тухью) с закрытым верхом носит девушка. Нина Петровна стала вспоминать, как ее бабушка рассказывала, что раньше делать убор начинали сразу же, как девочка появлялась на свет. Это была некая копилка, вроде банка. Срезать монеты, если наступили сложные финансовые времена, не возбранялось и, можно сказать, приветствовалось. В некоторых чувашских деревнях эта традиция сохранилась до сегодняшних дней.
Замужние же женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой, а по праздникам – хушпу: шапку с открытым верхом, также полностью покрытую монетами и бисерной вышивкой.
Глядя на чувашек в таких «шлемах», возникает образ амазонок. И, по словам историков, этот образ не случаен. В древности чувашские женщины и мужчины были равноправными, они вместе отважно сражались с врагами, а по праздникам сидели вместе за одним столом.
… Мы же тем временем вовсю плели из бисера чувашские элементы украшения на платье, а также пришивали монеты с национальным орнаментом к головному убору. Честно сказать, эта работа нам давалась куда легче, нежели вышивка, и получалась аккуратней.
Через пару-тройку часов работа было выполнена. Да, нелегко быть чувашской модницей. Ведь прежде чем надеть красивое платье, надо изрядно потрудиться, вложить в наряд всю свою душу и мастерство. И для этого надо родиться чувашкой. Ведь национальный костюм – это отражение души чувашского народа.
Белое платье – для огорода, красное – для праздника
Галина Филипповна разложила на столе нитки, бисер, монеты, ткань, рассказывая, что в чувашских семьях девочки буквально с 7-8 лет начинали учиться шить, вышивать, вязать крючком. И уже к 18 годам у каждой сундук был полон приданого. Чувашки – удивительные мастерицы, и все свои навыки и секреты они передают из поколения в поколение. Так было и в семье Галины Филипповны. Она рассказывает, что с малолетства начала держать иголку с ниткой в руках, училась рукоделию, глядя на свою бабушку и маму. Потом, когда вышла замуж, пошли дети, как-то было не до вышивки. Сейчас же на пенсии она вновь увлеклась национальным шитьем. Она шьет наряды не только себе, но и всех своих кукол одевает в чувашские костюмы.
По чувашскому национальному костюму можно изучать историю этого народа, его традиции. «На мне повседневное платье, — стала рассказывать Нина Петровна, демонстрируя свой наряд. – Ему примерно 110 лет! К нам в музей его передала жительница Чуваш-Пая, ей же платье досталось от прабабушки». Я спросила: повседневная одежда белого цвета, не слишком ли маркая? Нина Петровна объяснила, что белый цвет чуваши, как и многие другие народы, считают символом чистоты, а в древности ему даже приписывали магические свойства. Ее бабушка рассказывала, что раньше в деревнях после посевной устраивали особый «белый» период, когда было запрещено работать и беспокоить засеянную семенами землю. Девушки и женщины в белых платьях на посиделках занимались вышивкой по белой ткани. Было поверье, если в это время вышивать на цветной ткани, то боги могут разгневаться и не дать дождя. Если же на улице появлялся кто-то в цветной одежде, его обливали водой и заставляли переодеться.
А вот на праздники чувашки надевали самые яркие и нарядные платья, расшитые разноцветной вышивкой и дополненные всевозможными украшениями.
«Сегодня мы будем учиться вышивать чувашский орнамент», — сказала Галина Филипповна, взяла заготовку и стала показывать, как правильно делать стежки. Получалось не у всех, терпение было на исходе, но уж очень всем хотелось стать хоть чуточку чувашской мастерицей…
Вышивка – послание из прошлого
Чувашская вышивка – это нечто большее, нежели декоративное искусство. Это уникальный культурный код, зашифрованный в стежках и узорах. Именно по вышивке можно многое узнать о человеке, например, его возраст, положение в обществе, о его семье и роде. Нина Петровна рассказала, когда она училась в школе, то на уроках труда любые поделки обязательно украшала чувашским орнаментом, в основе которых использовались древние чувашские руны. Только вот жалеет, что не переняла от бабушки и прабабушки умение читать эти самые руны. Кстати, их и сейчас используют в современных чувашских нарядах. Например, часто в орнаментах можно увидеть восьмиконечную звезду – руну, символизирующую солнечный свет, жизнь и благополучие. И три восьмиконечных звезды чуваши называют «Три солнца». Эта руна обязательно должна быть вышита на груди или на головном уборе как оберег от всего плохого.
… Слушая рассказы Нины Петровны и Галины Филипповны, мы терпеливо старались освоить вышивание. Узор получался не очень красивый, какой-то небрежный. Мастерицы нас успокоили, мол, чего мы хотели, ведь первый раз! Для любой работы нужен навык, а еще усидчивость и упорство. Чувашкам этих качеств не занимать! Немного передохнув, мы дальше стали делать стежки на ткани и слушать интересные истории об этом ремесле…
Чувашская вышивка единственная в своем роде, она не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Полноценный рисунок вышивают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром. Рукодельницы в одном рисунке могут использовать до 30 разных техник. Это сейчас вышивают по канве, а раньше вышивали по счету нитей холста. Работа очень тонкая и кропотливая, даже небольшая ошибка в работе искажала рисунок.
…Тем временем наши упорство и трудолюбие были вознаграждены. Мало-помалу мы справились с заданием, только вот узоры получились, мягко говоря, не очень четкие и ровные. Но, какое-никакое, а украшение на платье уже есть!
Красавицы в шлемах
Смысловым центром одежды чувашской женщины считается головной убор. Раньше его расшивали монетами: серебряными, медными, железными, в зависимости от благосостояния семьи. Кстати, и нагрудники чувашки тоже украшали монетами. Порой вес такого костюма доходил до 16 кг. Сейчас же их все больше украшают бисером.
Именно головной убор отличает костюм женщины от костюма девушки. Остроконечную шапкк (тухью) с закрытым верхом носит девушка. Нина Петровна стала вспоминать, как ее бабушка рассказывала, что раньше делать убор начинали сразу же, как девочка появлялась на свет. Это была некая копилка, вроде банка. Срезать монеты, если наступили сложные финансовые времена, не возбранялось и, можно сказать, приветствовалось. В некоторых чувашских деревнях эта традиция сохранилась до сегодняшних дней.
Замужние же женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой, а по праздникам – хушпу: шапку с открытым верхом, также полностью покрытую монетами и бисерной вышивкой.
Глядя на чувашек в таких «шлемах», возникает образ амазонок. И, по словам историков, этот образ не случаен. В древности чувашские женщины и мужчины были равноправными, они вместе отважно сражались с врагами, а по праздникам сидели вместе за одним столом.
… Мы же тем временем вовсю плели из бисера чувашские элементы украшения на платье, а также пришивали монеты с национальным орнаментом к головному убору. Честно сказать, эта работа нам давалась куда легче, нежели вышивка, и получалась аккуратней.
Через пару-тройку часов работа было выполнена. Да, нелегко быть чувашской модницей. Ведь прежде чем надеть красивое платье, надо изрядно потрудиться, вложить в наряд всю свою душу и мастерство. И для этого надо родиться чувашкой. Ведь национальный костюм – это отражение души чувашского народа.

