Туризм

Кузнец Алексей Кречетов

Около года назад в Салаире над старыми, давно брошенными мастерскими школы №24, вдруг появился дымок – повеяло от здания теплом и надеждой на возрождение, а потом услышали салаирцы ритмичные и не менее обнадеживающие звуки молота. Оказалось, что бывшие мастерские облюбовал приезжий кузнец Алексей Кречетов. Облюбовал к радости салаирцев, ведь еще у предков наших была одна верная примета – коли жил в деревне кузнец, то деревня была богатой. В надежде выведать у мастера секрет счастья и богатства отмахнулась я от другого старинного поверья, что все кузнецы - колдуны и маги и очень не любят, когда кто-то тревожит их из праздного любопытства, а уж тем более раскрывает их секреты. Отмахнулась и рискнула отправиться прямо в святая святых любого кузнеца - в кузницу к Алексею Ивановичу.

Центр притяжения

Из кузницы доносилась приятная музыка. Кузнец встретил меня на пороге более чем радушно. С виду он оказался именно таким, каким и должен быть кузнец в моем представлении: высокий, крепкий, в фартуке из грубой кожи поверх темной одежды, на голове - бандана.

Сразу успокоил, что никакими темными магическими ритуалами кузнецы сроду не занимались. Просто из-за высокой угрозы пожара селились всегда на окраине деревни да праздно шатающихся по кузнице не привечали, опять же ради их безопасности, чтобы не уронили на себя что-нибудь и не обожглись. Ну, и секреты мастерства, наработанные несколькими поколениями их семьи, конечно, берегли как зеницу ока.

А вот примета, что поселившийся в деревне кузнец приносил ей славу и богатство, действительно верна, но, по словам Алексея Кречетова, имеет вполне прозаическое объяснение: искусный кузнец был центром притяжения для жителей всех окрестных деревень и сел - ехали к нему люди, кто инструмент какой отремонтировать или изготовить, кто коня подковать, а перекусить, заночевать, купить другие нужные товары, естественно, останавливались здесь же, в селе. Вот и получалось, что благодаря кузнецу хорошо жили все его соседи. Так что никакой магии, только труд и законы рынка, между прочим, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Наследник своего деда

Обычно на Руси все секреты кузнечного мастерства передаются из поколения в поколение внутри семьи. Отец работал кузнецом, потом сыновья подрастали, приходили в кузницу - поначалу подметали, подавали инструмент, потом им начинали поручать более сложную работу - так постепенно, с годами, они впитывали дух семейного дела и все тонкости кузнечного ремесла и сменяли родителя на семейном поприще.

Сейчас, конечно, в кузнечном деле эта связь поколений по большей части утеряна. У многих кузнецов родители и деды от кузнечного дела были далеки. Однако у Алексея Ивановича кузнецом был дед по отцу - дед Степан. Он работал кузнецом на шахте, а кроме того, подковывал лошадей. Но то, что это преемственность поколений, сказать нельзя. Скорее, получился зов крови. Ведь когда внук увлекся кузнечным делом, деда уже не было в живых.

Было это 14 лет назад. Жил мой герой тогда с семьей в Кемерове, имел бизнес - автомастерскую. Но однажды зашел к знакомому в кузницу и, как говорит он сам, внутри у него будто все перевернулось, заныло. «Я даже не знаю, как объяснить это состояние, - говорит Алексей. - Вот бывает так, что долго выбираешь себе кресло и чувствуешь, что все не то, а потом вдруг сел и понимаешь: вот оно, мое кресло, словно под меня сделано! Так у меня и с кузнечным делом получилось, я зашел в кузницу и всем нутром почувствовал: мое! Я человек инертный, перемены в жизни не люблю. Это был единственный раз в жизни, когда решился круто изменить свою судьбу». Успешный бизнесмен Алексей, не задумываясь, продал свой бизнес и попросился к знакомому в подмастерья. Какое-то время он работал под его руководством, а потом открыл собственную кузницу в Кемерове. На свою малую родину в Салаир Алексей Иванович переехал год назад.

Святая святых

Алексей Иванович без утайки показывает мне свою святая святых. Есть сердце кузницы - горн, в котором идет разогрев металла. Если описывать очень утрированно, то он похож на мангал (да не обидятся на меня кузнецы за такое сравнение!) с поддувом и вытяжкой. Есть молот, есть наковальня. Алексей Кречетов рассказывает, что кузнечное ремесло зародилось очень-очень давно, некоторые историки утверждают, что задолго до нашей эры, но интересно то, что с тех пор суть процесса, технология ковки металла так и не поменялись, немного были усовершенствованы лишь приспособления и инструменты – подававшие воздух ручные меха сменились на электрический поддув, вместо здоровых кузнецов-молотобойцев современному кузнецу помогает электрический пневмомолот. Это его стуки доносятся из кузницы.

Алексей Иванович берет несколько горстей кокса, кладет в горн, предварительно поворошив горячие угли в очаге шумовкой. А потом закапывает в эти угли металлический брусок - заготовку. «Это будет топор-колун, вернее, голова топора», - говорит он. Заготовку кузнец греет на глаз, она должна приобрести желтый цвет. Если не догреть, металл не будет пластичным, если перегреть, потеряет свои свойства, что может отразиться на качестве готового изделия.

Пока заготовка греется, он показывает мне свои инструменты. «Первое, что должен выковать каждый начинающий кузнец, - говорит Алексей Иванович, - это инструменты, которыми он будет работать - шумовку, клещи, молот и молотки поменьше. Вернее, молотки - это у плотников, а у кузнеца они называются ручники». Большую часть своих инструментов салаирский кузнец выковал, еще будучи подмастерьем.

Все дело в закалке

Мастер достает из горна раскалившуюся заготовку, включает молот и с помощью клещей начинает крутить брусок на бойке молота. Под мощными ударами молота железо сжимается, потихоньку податливо меняет форму. Но чтобы заготовка стала топором, нужно еще несколько раз нагреть ее в горне и подвергнуть ударам молота. Дальше обработать заготовку шлифовкой и снова подвергнуть ее закалке. Дел с двумя топорами на целый день. Изделия получаются не дешевыми, но очень прочными, такие запросто можно передавать по наследству. Делает Алексей Иванович не только топоры, но и любые другие изделия - ограды, ворота, лестничные ограждения, молотки, ножи. Кузнец достает по очереди из шкафа разные заготовки и рассказывает технологии изготовления булатной и дамасской стали. «Не боитесь раскрывать секреты?» - спрашиваю мастера. «Все секреты ковки давно раскрыты, - говорит он. - Все технологии изготовления стали одинаковы, разница заключается только в закалке металла и мастерстве кузнеца». Мастерство же, по словам Алексея Кречетова, можно приобрести лишь с опытом - работая, работая и работая. Но загвоздка, по его словам, заключается в том, что работать никто не хочет. Увидев в интернете красивые ролики с ярким антуражем - горящим горном, искрами от молота, брутальными кузнецами, ловко орудующими тяжелым молотом, молодежь вроде загорается, думая, что ковка - это легко и прибыльно. Многие приходят в кузницу, просятся: «Возьмите в ученики», - и тут же спрашивают: «А сколько здесь можно заработать? «Я ребят беру, - говорит Алексей Иванович, - правда, всегда предупреждаю, что кузнечное ремесло - это история не про легкие деньги, это, скорее, про образ жизни, про невозможность жить иначе, про тяжкий физический труд, пот, кровь, бесконечные ожоги. И если ты начинаешь размышлять, стоит тебе идти в кузнецы или не стоит, значит, точно не стоит». В итоге парни приходят в кузницу день, два, видят, что это далеко не романтика, что здесь всегда грязь, жар, гарь, сквозняки, громкие звуки и неприятные запахи, и сказочный ореол кузнечного ремесла быстро слетает. Глаза у ребят тухнут. Остаются в этом ремесле лишь самые стойкие. Получается, что тут, как и в металле, особых секретов успеха нет, все дело лишь в закалке.

Обряды на счастье

«А как же секреты счастья и богатства? Их тоже не существует?» - огорчилась я, услышав, что секретов мастерства у кузнецов не осталось. «Ну почему же? Есть у нас, кузнецов, один секрет, - сказал Алексей Иванович и сделал многозначительную паузу, словно оценивая, можно ли мне раскрывать столь ценную информацию. - Чтобы стать удачливым, нужно выковать подкову. А потом подковать… самого себя и работать, как лошадь». Себя Алексей Иванович уже давно «подковал», за работой он может провести весь день. И изделия других мастеров может разглядывать часами. Так, приехав в Санкт-Петербург, он на несколько часов буквально прилип к знаменитому шедевру кузнечного ремесла - забору у храма Спаса на Крови. «Я рассматривал каждый завиток, каждый элемент, представлял, как можно их сделать, какой инструмент для этого понадобится, в какой последовательности это делалось. Для меня изучать такие работы, это как смотреть увлекательный фильм», - делится мастер.

Так что не пришлось мне ничего выведывать у Алексея Ивановича. Свой главный секрет он рассказал сам. Более того, мечтает, что в ближайшее время сделает в кузнице ремонт и попасть туда, чтобы увидеть все секреты кузнеца своими глазами, сможет любой желающий. А еще в планах проводить для молодоженов красивый свадебный обряд – кузнечную свадьбу, ведь в старину в деревнях молодых благословлял именно кузнец. Люди верили, что узы, скрепленные такими мастерами, были самыми крепкими, а жизнь у молодых - счастливая. Наверняка так оно и есть, главное, после такого обряда помнить, что счастье в жизни, как и кузнечное мастерство, не приходит само по себе. Его нужно заработать, заслужить, выковать – так, как выковал свое счастье Алексей Кречетов.

Виктория Кудинова

2023-03-15 17:38 Ремесленники