Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе.
Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.
Через приложение:
Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС. Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.
После этого появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.
№1 – по паспорту:
выберите пункт «Регистрация по паспорту РФ»;
впишите номер мобильного;
введите код из sms, который придет на упомянутый телефон;
отметьте регион;
отсканируйте страницу паспорта с фото: для этого нужно направить камеру на документ и нажать «Распознать»;
убедитесь в корректности считанной информации: все верно – жмите «Подтвердить», заметили ошибки – «Распознать снова»;
добавьте или сделайте снимок, подтверждающий вашу личность;
нажмите кнопку «Подтверждаю» для завершения регистрации.
Когда выполните все перечисленные действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.
Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.
В самой программе есть еще 2 варианта оформления.
№2 – на Госуслугах:
создайте аккаунт на портале;
впишите паспортную информацию, телефонный номер, СНИЛС;
подтвердите создание аккаунта в МФЦ (нужен паспорт и ранее указанный на сайте телефон);
на регистрационном экране в системе выберите соответствующий вариант;
введите данные для входа, мобильный и код из sms;
выберите нужный регион, проверьте ИНН и кликните по кнопке «Подтверждаю».
№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:
войдите в кабинет, применив подтвержденную запись на Госуслугах;
или получите реквизиты для входа у налогового инспектора;
укажите мобильный, пароль из sms;
выберите регион, подтвердите факт регистрации.
Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.
При наличии подтвержденного аккаунта на веб-сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту. В любом случае это удобнее, чем обращаться в службу или МФЦ.
На ПК в браузере
Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в ЛК плательщика налогов. Для входа понадобятся те же данные, которые запрашивает приложение (логин/пароль или учетка с Госуслуг).
Схема аналогичная:
войдите через браузер (логин = ИНН);
вбейте пароль и кликните «Зарегистрироваться»;
согласитесь на обработку запрашиваемой информации;
нажмите «Далее» и подтвердите.
На этом оформление для физлиц завершается. Паспорт, фото не нужны. Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать на протяжении месяца.
Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.
№4 - в уполномоченном банке:
Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк». Что нужно сделать для получения статуса:
зайти в онлайн-приложение банка;
найти пункт «Свое дело» в разделе с каталогом;
указать карту для регистрации (лучше выпустить для этого отдельную, оптимально – цифровую);
прописать реальный телефонный номер (на него пришлют регистрационные данные, позже сюда будут отправляться фискальные документы);
поставить отметку напротив региона, где планируется ведение деятельности;
определить конкретную сферу, выбрав из предложенных вариантов в списке – консультирование, маркетинг/реклама, косметолог и так далее (можно выбрать 3-5 направлений);
ознакомиться с условиями подключения и нажать на кнопку «Продолжить»;
дождаться ответа из налоговой, который приходит в течение нескольких минут;
ожидать уведомление банка, информирующее о подключении сервиса.
В целом процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.
После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.
При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.
Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы. К примеру, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.
Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.
Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС. В нем присутствуют:
«Альфа-Банк»;
«Киви»;
«КУБ»;
«ВТБ»;
«МТС-Банк»;
«Тинькофф» и прочие.
№5 - в налоговой:
Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.
В нем указывают:
ИНН, код органа;
персональные данные: ФИО/пол/дата рождения;
вид/сфера деятельности;
паспортную информацию;
адрес проживания;
дату/подпись.
Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.
Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекция.
Как подтвердить получение статуса:
Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.
Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:
Поставить отметку на копии предварительно составленного уведомления в инспекции.
Сгенерировать регистрационную справку в сервисе «Мой налог». Она приравнивается к обычным бумажным документам, которые выдают налоговые органы.
Нюансы расчета налога:
Размер ставки определяется тем, кто рассчитывается с самозанятым:
Если физлицо, нужно уплатить 4% от суммы дохода.
При сотрудничестве организациями/ИП – 6%.
Учет и контроль начислений, а также предварительные расчеты выполняются в программе. Все процессы полностью автоматизированы.
Что необходимо от пользователя:
формировать чеки по каждой транзакции в программе;
указывать плательщика, сумму перечисления;
отправлять клиенту электронный/бумажный чек;
отслеживать информацию о предварительных расчетах в режиме онлайн;
фиксировать рассчитанную сумму до 12-го числа каждого месяца;
уплачивать начисленную сумму удобным способом за предыдущий месяц до 25-числа текущего.
Чеки в программе формируются автоматически при добавлении новой транзакции. При этом нужно прописывать наименование и стоимость товара/услуги. Во время проведения расчетов с ИП и юрлицами желательно указывать их ИНН. Чек клиенту передается в руки, на email или телефон. Также можно предоставлять QR-код на мобильном.
Главное – отражать получаемые средства непосредственно после расчета. Отложить можно только переводы на счет и посредством агентов. Но они должны быть обязательно отражены до 9-го числа следующего месяца. Если приложение не работает, данные вносятся через веб-кабинет.
Квитанция на оплату формируется налоговой службой автоматически, после чего сразу же появляется в программе.
Доступные способы оплаты:
картой прямо в сервисе «Мой налог»;
по реквизитам через платежную систему;
в банковском приложении, на кассе, в банкомате или на терминале;
на Госуслугах;
поручением банку;
через ОЭП, разрешенных ФНС – «Яндекс.Такси», «Достависта», «Сити-Мобил» и другие.
Сумму меньше 100 рублей переносят на следующий расчетный период.
Заключение
Спецрежим для самозанятых предусматривает максимально простые условия. Процесс регистрации по большей части уведомительный, требует минимум документов и времени. Пройти его и узаконить доходы может любой желающий. Разумеется, если его работа подходит для этого режима. Самый быстрый и удобный вариант – оформление в приложении или в онлайн-сервисе банка.
Контактная информация: Отдел поддержки предпринимательства и потребительского рынка администрации Гурьевского муниципального округа Тел. 8 (38463) 5-01-02 Гикст Наталья Викторовна